Некоторые aperçus и soupçons, лежащие в основе творчества Пола Морли, с которым я говорил в последнее время для фильма, который я делаю для BBC4 о Моцарте. А также «Mozartian epiphany» Пола - благодаря затемненной комнате и Google-лотерее K-чисел, но вы должны дождаться осени, чтобы более подробно узнать об этом - Морли предложил нечто, что заставило меня задуматься о том, что сегодняшняя эра технологической текучести, гибкости и почти мгновенного доступа к целому миру музыкальных возможностей делает классическую музыкальную культуру лучше, чем рок и поп-музыку.
Морли высказал больший тезис о том, что классическая музыка до сих пор не имеет языка независимо от музыкального продукта или опыта; а музыкальная статистика по-прежнему предана моделям, которые пришли из эпохи компакт-диска, графиков, синглов, альбомов; все категории, что на самом деле ничего не значат сегодня. Но его конкретный пункт о классической музыке состоит в том, что он никогда не был в смирительной рубашке звукозаписывающей индустрии и ее объектах жесткости; что есть нечто изначально устойчивые арт-формы, которые приводят к мысли, что производительность может быть затвердеть в вечности в виде глянцевого винила или глянцевом серебряном диске.
С экономической точки зрения, я не полностью уверен в том, что я согласен с Морли: в конце концов, огромные популярные записи в послевоенный период являются свидетельством силы, которой они были объектами или даже миллионами, которые покупали записи Карузо, Тосканини, Караяни, Горовицы, Хейфеца и всех остальных.
Но эстетически, и даже этически, я думаю, что в чем-то он прав: звукозаписывающая индустрия попыталась установить в коллективном воображении мысль, что индивидуальные музыкальные произведения должны быть, как тотемные шедевры западного канона (вернее, как те музыкальные произведения, которые превратились в канонизированных тотемов, частично индустрию звукозаписи): серии привлекательных, желательных культурных и коммерческих объектов, коллекция покрытых черным-лаком-с помощью магии вещей, которыми могут обладать в буквальном смысле все, кто купил запись Фуртвенглера с цикл Ring или Тосканини, исполняющего Верди. Был также другой эффект на всей записи классической музыки, который - возможно - был сокращен на героической стадии записи в неизменной, совершенной иконки вместо живой, дышащей, постоянно меняющейся культурной практики.
|